Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному обазованию. Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
О ФГОС дошкольного образования
Введение ФГОС связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования (цель: обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе).
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Дошкольное образование ориентировано на развитие активного, инициативного, самостоятельного ребенка.
Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС дошкольного образования учитывает самоценность дошкольного периода жизни и специфику психического развития детей-дошкольников. При этом педагогам даются целевые ориентиры их деятельности. Дошкольное образование призвано обеспечить детям тот уровень развития, который позволит быть успешными в дальнейшем обучении.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Учебное занятие как форма образовательной деятельности не соответствует возрастным особенностям дошкольников. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
ФГОС требует от педагога индивидуализации образовательного процесса и организации детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной и др.
Содержание образования обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Решение образовательных задач происходит в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей.
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.